среда, 8 сентября 2010 г.

«Наталья овсы косит, благополучие в дом привносит»



«Наталья овсы косит, благополучие в дом привносит»


 С небольшим опозданием я написала статью.

Вчера 8 сентября (26 августа по старому стилю) согласно православному календарю был праздник - день памяти мучеников Адриана и Наталии, а по народному - день Натальи-овсяницы. Наталья: родная (лат.).



Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан и сам был язычником. Его жена Наталия была тайной христианкой.

Близ Никомидии были гонения на верующих, в одной из пещер укрылись 23 человека, которых поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Позже их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь Адриан, который был начальником палаты. Он спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). По преданию, услышав это, Адриан сказал писцам: "Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я - христианин". Адриана посадили в тюрьму вместе с ними. Император же советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения, но Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению.




 Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где поддерживала и ободряла Адриана. "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". Когда заключенных христиан приговорили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом, но Наталия, решив, что он отрекся, сначала не впустила его в дом 



"Уйди от меня, обманщик! Не хочу слышать твоего голоса. Не желаю разговаривать с предавшим Христа. Я уже назвала себя женой мученика, но вот вдруг стала женой вероотступника. Коротка была радость моя!" - Адриан же, слыша эти укоризненные речи, радовался и удивлялся твёрдости духа молодой женщины.



"Не бойся и впусти меня, - сказал он. - Я не отрёкся от Христа, я не убежал от мучений, как ты думаешь. Я пришёл за тобой, чтобы сделать тебя свидетельницей моей кончины. Открой же скорее, а то мне придётся уйти, не увидев тебя, и ты потом будешь плакать, что в последний раз не повидалась со мной."



Адриан вернулся в тюрьму, где вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, Наталия больше всего боялась, чтобы муж ее не с малодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния.



Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Спустя некоторое время, тысяче начальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Тогда Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. В память святых мучеников, 8 сентября отмечают именины Адриана и Наталии.



По народному же календарю в этот день было принято начинать покос: из пука овса вязали сноп и крестьяне несли его с песнями на боярский двор или в свою избу. Сноп ставили под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей  дежнем - толокном, замешенным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами. Уходя, гости говорили: "За сладкий  дежен  и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!"
 

Из-за праздника Овсяницы у Натальи особые отношения с птицей овсянкой. Хорошим предзнаменованием считалось услышать песню овсянки. «Овсянка запоёт – Наталье на счастье». Овсянка – скромная жёлтенькая птичка ростом с воробья. Кто бы подумал, что этой малютке под силу и болезни лечить, и сглаз-порчу изгонять. 



Кроме того, на Наталью в деревне примечали: холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму. 



Наталья-овсяница. Оканчивается уборка овса.

Пришла Наталья — пошли в лесу грибы.

Если не опал лист берёзы и дуба — будет суровая зима.

Птицы со двора и опёнки у пня — наступила осенняя пора.

На Наталью устраивался праздник, носили чучело — овсяный сноп.

Не вырастет овёс — наглотаешься слёз.

В старину этот день на жерди под крышей вывешивали кисти рябины, варили овсяный кисель и пекли блины.

Натальи поздравляю Вас с именинами!!!

5 комментариев:

  1. Дорогая Наталья, поздравляю с именинами! Статья с опозданием и поздравление с опозданием! :))
    Спасибо за интересные приметы.

    ОтветитьУдалить
  2. Поздравляю с небольшим опозданием, правда :) Очень интересная легенда!

    ОтветитьУдалить
  3. За поздравления конечно спасибо, но я написала эту статью не ради того что бы меня поздравляли , мне захотелось написать про этот праздник и интересную легенду.

    ОтветитьУдалить
  4. Привет,Наталья!

    Прочитал статью не отрываясь...
    Меня поразила- сила решения человека и сила верующих.Есть о чем задуматься.

    С Уважением,Виктор.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Виктор .
    Вера должна быть в каждом из нас. Тогда мы будим сильными.

    ОтветитьУдалить